Качество
Телефонный разговор – это интерактивный процесс, не допускающий больших задержек. Для большинства абонентов задержка речевого сигнала до 250 мс практически незаметна и качество связи оценивается высоко, то при задержке 400мс и более речь начинает воспроизводится уже с большим трудом. По рекомендации ITU-T G.114 и стандарту ETSI TS101329 для лучшего класса качества обслуживания задержка речевого сигнала не должна превышать 150 мс.
Традиционные телефонные сети общего пользования (ТФОП) изначально создавались только для обмена речевой информацией и гарантируют высокое качество услуги даже при больших нагрузках. Протокол IP первоначально не был ориентирован на обмен информацией в реальном времени. Характер информации, которая передается по IP-сетям, сегодня претерпевает значительные изменения. Неуклонно растет доля мультимедийного трафика и других потоков информации, которые чувствительны к задержкам. Кроме передачи данных, IP-сети используют для трансляции музыки и видео, речевого обмена, оперативного контроля и управления, сетевых игр и других приложений реального времени.
Пакеты одного и того же потока данных маршрутизируются по сети независимо друг от друга, а время обработки пакетов в узлах может меняться в широких пределах и при росте нагрузки задержки увеличиваются. Общая задержка речевой информации делится на две основные части – задержка при кодировании и задержка при декодировании речи в шлюзах или терминальном оборудовании пользователей и задержка, вносимая самой сетью. В конечном итоге, качество обслуживания зависит не только от сети, но и от оборудования пользователя.
Для количественной оценки уровня качества обслуживания используются как объективные, так и субъективные параметры, определяющие принадлежность к одному из четырех классов качества передачи речи по сетям IP. Качество услуг характеризуются качеством установления соединения и качеством самого соединения. В первом случае показателем качества является время, за которое было установлено соединение. Во втором случае показателями качества являются воспринимаемые пользователем сквозные задержки и качество речи.
